Городская пристань находилась на западной окраине улицы Набережной на берегу Куньей Воложки.
Визуализация пристани. Компьютерная графика
Воложка – левый приток Волги, длиной в две версты, а в половодье залив, доходящий до Ставрополя. По всему берегу били родники, сырой песок был холодным. Вода в Воложке не цвела, оставалась чистой и прозрачной даже тогда, когда речка мелела настолько, что ее можно было перейти, закатав брюки до колен. В пору весеннего половодья вода поднималась настолько, что выходила из берегов. Иногда затапливался остров Калмыцкий, разделявший Волгу и Воложку. Вода в такое время была мутной, густо приправлена песком, илом и мусором – всем, что скапливалось за зиму на ее берегах.
В разгар лета Воложка мелела, и там, где недавно шлепали плицами пароходы, на луговых бахчах и огородах спели арбузы, дыни и знаменитый на всю округу репчатый лук. У Ставрополя в Воложку впадала речка Печинка. Вода в этой небольшой быстротекущей речушке все лето оставалась чистой и такой студеной, что ломило зубы.
Пик половодья у Ставрополя не всегда проходил спокойно. Иногда поднимался ветер, разыгрывался шторм. Волны били в песчаный берег, и он обрушивался в воду большими глыбами. Городские власти укрепляли берег. Из документов городской Думы от 25 января 1883 года: «…пересмотреть разделение городского берегового пространства рек Волги, Воложки, Чечеры на участки и взимание за занятие их платы в доход города; передать на заключение комиссии Думы проекта купца и гласного Н.С. Борисова об укреплении берега реки Воложки». От 17 июня 1887 года: «…утвердить доклад управы об укреплении берега реки Воложки и установлении сбора с хлебных товаров на укрепление берега».
От 2 октября 1888 года:
«ассигновать 500 рублей на укрепление берега реки Воложки и назначить комиссию для определения практичного способа укрепления берега». Но предпринятые меры не спасали, и по весне разлившаяся Волга сносила несколько домов; случалось, что на улицах вдоль реки приходилось в спешном порядке разбирать дома и постройки для переноса их подальше от берега. В связи с этим в 1806 году Ставрополю была выделена новая территория к северу, и часть зданий были перенесены. В частности, в 1809 году были разобраны Троицкий собор вместе с Андреевской и Рождественской церквами и перевезены на новое место. Со временем и от изначального Ставрополя осталась одна улица Старогородская.
Навигация начиналась в пору половодья, как только заканчивался ледоход. Первые пароходы приставали к Ставрополю 28-30 апреля. Войдя в русло Воложки, пароход длинно и радостно гудел, ставропольцы спешили на берег его встречать. Пароход останавливался в десятках метров от берега, не бросая якорь, к нему устремлялись лодки. Они доставляли на берег и обратно почту и пассажиров. Позже к Ставрополю приводили пристань, к которой пароходы приставали по расписанию.
В 1845 году появился на Волге первый пароход
«Волга» и первое пароходное общество «По Волге» с первоначальным капиталом 225 тысяч рублей серебром. Одним из основателей пароходства был петербургский купец Полежаев. В 1853 году на Волге было учреждено пассажирское товарищество «Самолет», первые пароходы для которого прибыли из Бельгии в разобранном виде. В 1860 году появились двухпалубные пассажирские пароходы с роскошной отделкой помещений.
В 1871 году в России были построены первые пассажирские пароходы по американским чертежам. А первый пароход с электрическим освещением появился у общества «Кавказ и Меркурий» в 1882 году. С 1890 года по Волге ходили плоскодонные пароходы с гребными колесами. Отбросы с пассажирских и грузовых судов никогда не сбрасывались в Волгу, для них существовали специальные отсеки в трюмах. Эти отходы потом продавали в качестве удобрения для полей.
С открытием навигации начиналась отгрузка свезенного к пристани хлеба. На погрузке работали артели грузчиков, среди которых были и женщины. Суда с продовольствием, груженные в Ставрополе, ходили до Рыбинска, Казани и Нижнего Новгорода.
В годы революции и Гражданской войны на базе пароходных обществ была создана Волжская военная флотилия. В результате Гражданской войны практически весь волжский флот оказался погубленным.
Пристань на Воложке. Фонд ГМК «Наследие»
Пристань на Воложке. Архивное фото
В тридцатые годы ХХ века приплывали к Ставрополю за хлебом желтые буксиры с деревянными баржами на толстых канатах. Пароходы стали двухпалубными.
Ими распоряжались три волжских пароходства. Назначение пароходов было несложно определить по дымовым трубам. Если на белой трубе широкая красная полоса – почтовый, голубая – скорый, две узких красных – товарно-пасажирский. Небольшие пароходы с черной трубой обеспечивали перевозки между Самарой и Ульяновском. Ставропольчане знали их наперечет: «Кольцов», «Власть Советов», «Джамбул», «Колхозница». Причаливали к пристани Ставрополя и два огромных деревянных парохода с колесами за кормой – «Изумруд» и «Жемчуг». Они подолгу стояли у пристани; в них грузили зерно, скот, лес. Брали они и пассажиров. Большинство пароходов были колесными, лишь позднее появились винтовые, быстроходные, комфортабельные.
В июне вода в Воложке быстро спадала, и пристань уводили на Волгу, на Крутик, до которого было 5-6 километров. Ходили до неё пешком, ездили на лошадях, позднее пустили автобус.
Дата :2021-12-09 [ Назад ] [ наверх ]