музей наследие тольятти о музее экомузей
 КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРИВИВКА
'КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРИВИВКА. Пристань на Воложке'

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРИВИВКА. Пристань на Воложке   

View HTML

Городская пристань находилась на западной окраине улицы Набережной на берегу Куньей Воложки.

Визуализация пристани. Компьютерная графика


Воложка – левый приток Волги, длиной в две версты, а в половодье залив, доходящий до Ставрополя. По всему берегу били родники, сырой песок был холодным. Вода в Воложке не цвела, оставалась чистой и прозрачной даже тогда, когда речка мелела настолько, что ее можно было перейти, закатав брюки до колен. В пору весеннего половодья вода поднималась настолько, что выходила из берегов. Иногда затапливался остров Калмыцкий, разделявший Волгу и Воложку. Вода в такое время была мутной, густо приправлена песком, илом и мусором – всем, что скапливалось за зиму на ее берегах.

В разгар лета Воложка мелела, и там, где недавно шлепали плицами пароходы, на луговых бахчах и огородах спели арбузы, дыни и знаменитый на всю округу репчатый лук. У Ставрополя в Воложку впадала речка Печинка. Вода в этой небольшой быстротекущей речушке все лето оставалась чистой и такой студеной, что ломило зубы.

Пик половодья у Ставрополя не всегда проходил спокойно. Иногда поднимался ветер, разыгрывался шторм. Волны били в песчаный берег, и он обрушивался в воду большими глыбами. Городские власти укрепляли берег. Из документов городской Думы от 25 января 1883 года: «…пересмотреть разделение городского берегового пространства рек Волги, Воложки, Чечеры на участки и взимание за занятие их платы в доход города; передать на заключение комиссии Думы проекта купца и гласного Н.С. Борисова об укреплении берега реки Воложки». От 17 июня 1887 года: «…утвердить доклад управы об укреплении берега реки Воложки и установлении сбора с хлебных товаров на укрепление берега».

От 2 октября 1888 года:

«ассигновать 500 рублей на укрепление берега реки Воложки и назначить комиссию для определения практичного способа укрепления берега». Но предпринятые меры не спасали, и по весне разлившаяся Волга сносила несколько домов; случалось, что на улицах вдоль реки приходилось в спешном порядке разбирать дома и постройки для переноса их подальше от берега. В связи с этим в 1806 году Ставрополю была выделена новая территория к северу, и часть зданий были перенесены. В частности, в 1809 году были разобраны Троицкий собор вместе с Андреевской и Рождественской церквами и перевезены на новое место. Со временем и от изначального Ставрополя осталась одна улица Старогородская.

Навигация начиналась в пору половодья, как только заканчивался ледоход. Первые пароходы приставали к Ставрополю 28-30 апреля. Войдя в русло Воложки, пароход длинно и радостно гудел, ставропольцы спешили на берег его встречать. Пароход останавливался в десятках метров от берега, не бросая якорь, к нему устремлялись лодки. Они доставляли на берег и обратно почту и пассажиров. Позже к Ставрополю приводили пристань, к которой пароходы приставали по расписанию.

В 1845 году появился на Волге первый пароход

«Волга» и первое пароходное общество «По Волге» с первоначальным капиталом 225 тысяч рублей серебром. Одним из основателей пароходства был петербургский купец Полежаев. В 1853 году на Волге было учреждено пассажирское товарищество «Самолет», первые пароходы для которого прибыли из Бельгии в разобранном виде. В 1860 году появились двухпалубные пассажирские пароходы с роскошной отделкой помещений.

В 1871 году в России были построены первые пассажирские пароходы по американским чертежам. А первый пароход с электрическим освещением появился у общества «Кавказ и Меркурий» в 1882 году. С 1890 года по Волге ходили плоскодонные пароходы с гребными колесами. Отбросы с пассажирских и грузовых судов никогда не сбрасывались в Волгу, для них существовали специальные отсеки в трюмах. Эти отходы потом продавали в качестве удобрения для полей.

С открытием навигации начиналась отгрузка свезенного к пристани хлеба. На погрузке работали артели грузчиков, среди которых были и женщины. Суда с продовольствием, груженные в Ставрополе, ходили до Рыбинска, Казани и Нижнего Новгорода.

В годы революции и Гражданской войны на базе пароходных обществ была создана Волжская военная флотилия. В результате Гражданской войны практически весь волжский флот оказался погубленным.


Пристань на Воложке. Фонд ГМК «Наследие»


Пристань на Воложке. Архивное фото


В тридцатые годы ХХ века приплывали к Ставрополю за хлебом желтые буксиры с деревянными баржами на толстых канатах. Пароходы стали двухпалубными.

Ими распоряжались три волжских пароходства. Назначение пароходов было несложно определить по дымовым трубам. Если на белой трубе широкая красная полоса – почтовый, голубая – скорый, две узких красных – товарно-пасажирский. Небольшие пароходы с черной трубой обеспечивали перевозки между Самарой и Ульяновском. Ставропольчане знали их наперечет: «Кольцов», «Власть Советов», «Джамбул», «Колхозница». Причаливали к пристани Ставрополя и два огромных деревянных парохода с колесами за кормой – «Изумруд» и «Жемчуг». Они подолгу стояли у пристани; в них грузили зерно, скот, лес. Брали они и пассажиров. Большинство пароходов были колесными, лишь позднее появились винтовые, быстроходные, комфортабельные.

В июне вода в Воложке быстро спадала, и пристань уводили на Волгу, на Крутик, до которого было 5-6 километров. Ходили до неё пешком, ездили на лошадях, позднее пустили автобус.





Дата :2021-12-09   [ Назад ]      [ наверх ]
 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид